Фонд: Исполнительный комитет Центрального районного Совета народных депутатов,. г.Чита (1941-1992)
Номер фонда: | Период описей: | Количество описей(2) : | Арихив: | Адрес архива: |
---|---|---|---|---|
Р-281 | 1941-1993 | Перейти к описям | ГАЗК | г.Чита ул. Бутина, 55 |
Протоколы сессий райсовета, заседаний его исполкома. Документы по деятельносит постоянных комиссий, по выборам, отчеты. сметы.
Центральный район г.Читы был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР № 649/18 от 17.01.41 "Об образовании в городе Чите Центрального, Железнодорожного и Черновского районов" (ф. № P-28I, оп.1, д.1038, л.10). В связи с образованием района был сформирован районный Совет депутатов трудящихся. На первой сессии райсовета от 01.04.41 был избран райисполком, председателем - Дубовой Александр Васильевич (ф. №P-28I, оп.1, д.2, л.10). Райисполком подчиняется райсовету и Читинскому горисполкому. Работа райисполкома направлена на разрешение общих хозяйственно-политических задач, стоящих перед районом, на своевременное удовлетворение культурно-бытовых запросов трудящихся, на претворение в жизнь наказов избирателей (ф.P-28I, оп.1, д.556, л.32). Большое внимание райисполком уделяет работе с письмами, жалобами и заявлениями трудящихся (ф. № P-28I, оп.1, д.1165, л.6), руководит находящимися в его ведении учреждениями, предприятиями и организациями. На основании решения Читинского горисполкома от 25.03.41 и исходя из задач, стоящих перед райисполкомом в области благоустройства района, улучшения дела народного образования, здравоохранения, торговли, своевременного осуществления финансирования предприятий и учреждений, подчиненных райисполкому, были образованы следующие отделы райисполкома: финансовый, коммунального хозяйства, торговли, здравоохранения, народного образования, общий (ф. P-28I, оп.1, д.2, л.12). С годами отделы расширялись. На 1 сессии paйсовета 03.01.48 были образованы дополнительно, районная плановая комиссия, отдел социального обеспечения, комитет по делам физкультуры и спорта (ф.P-28I, оп.1, д.359, л. 12). В 1954 г. в связи с реорганизацией аппарата в райисполкоме были ликвидированы отдел торговли, комитет по делам физкультуры и спорта (вновь утвержден в 1969 г. на сессии от 24.03.69, ф. P-28I, оп.1, д.1123, л.38), районная плановая комиссия (ф.Р-281, оп.1, д.671, л.38). На сессии райсовета от 11.03.57, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.12.56, в целях усиления руководства и приближения органов милиции к местным органам власти, при райисполкоме создан районный отдел милиции (ф.Р-281, оп.1, д.757, л.11; оп.1, д.782, л.22). В 60-х годах при райисполкоме создаются отделы на общественных началах (внештатные): по культуре (ф. Р-281, оп.1, д.919, л.25, I962 г.), по здравоохранению (ф.Р-281, оп.1, д.960, л.8, 1963г.), бытового обслуживания (ф.Р-281, оп.1, д,1011, л.69, I961 г.), организационно-инструкторский (ф.P-28I, оп.1, д.1026, л.126, 1965 г.), отдел торговли и общественного питания (ф. P-28I, оп.1, д.1123, л.38, 1969 г.). В настоящее время аппарат райисполкома имеет следующую структуру: общий отдел, организационно-инструкторский, бухгалтерия. В связи с задачами, стоящими перед райисполкомом в области развития местной промышленности, улучшения работы городского транспорта, коммунального хозяйства, связи, финансовой деятельности, улучшения дел народного образования, здравоохранения и т.д., на сессии райсовета от 22.06.71 утверждены следующие постоянные комиссии: бюджетно-финансовая; по делам молодежи, благоустройства; капитального строительства; промышленности, транспорта и связи; жилищно-коммунального хозяйства; бытового обслуживания населения; торговли и общественного питания; социалистической законности и охраны общественного порядка; народного образования, культуры и спорта; охраны природы; здравоохранения и социального обеспечения (ф.P-28I, оп.1, д.1194, лл.22-31). Постоянные комиссии являются основной формой работы райисполкома с депутатами (ф. № P-28I, оп.1, д.782, л.32). Они активно помогают райисполкому в решении хозяйственных, культурных, жилищно-бытовых вопросов. В практику работы постоянных комиссий прочно вошла такая форма работы, как проведение выездных заседаний в рабочих коллективах, проведение совместных заседаний с другими постоянными комиссиями или депутатскими Советами (ф. № P-28I, оп.1, д.1195, л.77). При райисполкоме работают комиссии на общественных началах и просто комиссии: административная, квартирная, по делам несовершеннолетних, по определению детей в детские сады и ясли (ф. № P-28I, оп.1, д.1195, л.82). Кроме этого, в целях дальнейшего развития активности депутатов и улучшения их деятельности в избирательных округах района, на 7-ой сессии райсовета от 30.01.64 было решено ранее действующие депутатские группы, преобразовать в депутатские Советы, которые в своей деятельности руководствуются положением о депутатских Советах, утвержденном Читинским горсоветом от 25.12.63 (ф. P-28I, оп.1, д.1011, л.46). Решением райсовета от 24.03.69 на территории района было образовано 15 депутатских Советов, которые объединили 235 депутатов областного, городского и районного Советов (ф.P-28I, оп.1, Д.1123, л.45; Д.1124, л.76). Работе райисполкома помогает общественность - квартальные комитеты и комиссии содействия при домоуправлениях. Это одна из форм связи депутата с избирателями (ф. № P-28I, оп.1, д.842, л.19). По данным 1950 г. в районе избрано и работает 20 квартальных комитетов (ф. № P-28I, оп.1, д.744, л.34). План работы комитетов утверждается облисполкомом (ф.P-28I, оп.1, д.462, л.34). Квартальные комитеты систематически проверяют санитарное состояние квартала, организуют жильцов на проведение текущего ремонта своих квартир (ф. Р-281, оп.1, д.744, л.35). Райисполком планирует свою работу поквартально.(ф. № P-28I, оп.1, д.462, л.31). Заседания, как правило, проводятся два раза в месяц (ф. P-28I, оп.1, д.744, л.33). Райисполком планирует и работу с депутатами. Регулярно проводит "Дни депутата" с различной повесткой дня (ф.P-28I, оп.1, д.1165, л.9). Наиболее важные вопросы деятельности райисполком выносит на обсуждение сессий райсовета, которые проводятся в соответствии с Конституцией СССР, т.е. I раз в месяц (ф. P-28I, оп.1, д.462, л.29). В подготовке каждой сессии, как правило, участвуют постоянные комиссии и в среднем 12-15 депутатов. Кроме того, привлекается актив из специалистов: врачей, преподавателей, торговых работников и т.д. Все они разбиваются на группы и проводят обследования с предоставлением материалов и своих выводов в райисполком (ф. № P-28I, оп.1, д.462, л.30) Депутаты о дне, месте сессии и о вопросах, которые исполком райсовета выносит на обсуждение сессии, извещаются заблаговременно (ф.P-28I, оп.1, д.556, л.60). На каждой сессии практикуются информации о выполнении критических замечаний, просьб и предложений, высказанных депутатами на предыдущей сессии, а также о вопросах, рассмотренных исполкомом между сессиями (ф. P-28I, on.I, д.1165, л.5). Нельзя не отметить и работу райисполкома в годы Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков на Западе, и японских империалистов на Востоке. Райисполком проделал большую работу по оказанию помощи фронту. Трудящимися района собрано наличными средств, облигаций государственных займов, отчислено со вкладов и спецвкладов для нужд фронта 121 миллион рублей. Послано подарков бойцам на фронт на 579 тысяч рублей. Семьи фронтовиков, инвалиды Отечественной войны были окружены повседневной заботой. Работа промышленности района была подчинена нуждам фронта, промартели выполняли военные заказы, ремонтировали военное оборудование, обувь (ф. .№ Р-281, оп.1, д.305, л.3). В 1945 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.01.45 в результате разукрупнения Центрального района был образован Ингодинский район (ф. P-28I, оп.1, д. 196, л.4). Фонд райисполкома до усовершенствования содержал 1231 дело в 5 описях за 1938,1941-1971 гг. как самого райисполкома (его отделов и постоянных комиссий), так и подведомственных организаций. Здесь же оказались документы вышестоящих организаций. В фонде имеются протоколы (сессий райсовета, заседаний райисполкома), распоряжения райисполкома, документы о работе постоянных комиссий райисполкома и депутатских Советов, документы по выборам, местного комитета, бухгалтерские. Часть документов фонда ранее находящихся на гранении в райисполкоме переданы в ГАЧО по актам от 06.04.59, 15.07.64, 31.05.67, 31.07.70, 11.06.76. Проверка наличия дел фонда проводилась I раз 09.07.68. Утраты дел не было обнаружено. В 1976 г. проведено усовершенствование следующими результатами: документы постоянного срока хранения сведены в одну опись на 1208 дел за 1941-1971 гг. Сюда же помещены 5 сдаточных описей. Выделено к уничтожению 11 дел, в другой фонд - I дело. Составлен научно-справочный аппарат к описи: заглавный лист, предисловие, список сокращенных слов. Согласно Конституции СССР, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года, местный органы государственной власти переименованы в Советы народных депутатов (глава 19, статья 145). Таким образом, с октября 1977 года исполнительный комитет Центрального районного Совета депутатов трудящихся переименован в исполнительный комитет Центрального районного Совета народных депутатов. Впервые в Конституции CСCP местные органы власти закреплены законом и отражены в главе 19, статьях I45-150. В них сказано: местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местный Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственные и социально-культурным строительством, утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет, осуществляют руководство подчиненными им предприятиями, учреждениями, обеспечивают соблюдение законов, охрану прав граждан, государственного и общественного порядка, содействуют укреплению обороноспособности страны (ст.146). В пределах своих полномочий (2,5 года) местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения (ст.147). Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, представленных законодательством Союза ССР, РСФСР. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами (ст.148). Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты, которые не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан (ст.149). Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, из избиравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу (ст. 150) Что касается избрания депутатов в местные Советы, то в статье 102, в главе 14 сказано: избиратели дают наказы своим депутатам. Совет народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют о выполнении их и реализации граждан. Заметим, что функции и задачи исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов не изменились. В 1991 году в Центральном райисполкоме проводилась научно-техническая обработка документов постоянного хранения и по личному составу за 1987-1990 года /документа 20 созыва/. Решение 1 сессии 20 созыва от 30.06.87 были образованы следующие отделы исполнительного комитета районного Совета народных депутатов: плановая комиссия, финансовый отдел, отдел народного образования, организационно-инструкторский отдел, отдел социального обеспечения, отдел внутренних дел, отдел торговли и общественного питания, отдел ЗАГС, общий отдел, отдел жилищно-коммунального хозяйства, комитет по физической культуре и спорту. Внештатные отделы: отдел здравоохранения и отдел культуры. А также были образованы следующие постоянные комиссии: планово-бюджетная, по капитальному строительству, по бытовому обслуживанию населения, по промышленности, транспорту и связи, по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству, по здравоохранению и социальному обеспечению, но торговле и общественному питанию, по социалистической законности и охране общественного порядка, по народному образованию, по культуре и спорту, по охране природы, по делам молодежи. Решением 1-й сессии XXI созыва от 10.05.90 были образованы следующие отделы исполнительного комитета: I/ плановый комитет, 2/ финансовый отдел, 3/ отдел народного образования 4/ отдел социального обеспечения. 5/ отдел внутренних дел, 6/ отдел торговли и общественного питания, 7/ отдел ЗАГСА, 8/ отдел организации культурного досуга, и спортивно-массовой работы, 10/ внештатный отдел здравоохранения. Были так же образованы решением этой же сессии следующие постояннее комиссии: 1/ мандатная, 2/ по финансовым ресурсам района и кооперативной деятельности, 3/ по развитию отраслей народного хозяйства (промышленности,строительство, связь, транспорт, производство товаров народного потребления/. 4/ по обеспечению коммунально-бытовых нужд населения (жилищно-коммунальное хозяйство/; 5/ по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживание, 6/ по вопросам законности и правопорядка, 7/ по культуре, образованию и делам молодежи, 8/ по здравоохранению и экологии, 9/ по социальной защите (пенсионное обеспечение, дела ветеранов, инвалидов, многодетных семей/. Были образованы территориальные группы Центрального района - 9 депутатских групп. На 1-й сессии ХXI созыва от 10.05.90 районный Совет народных депутатов решил в соответствии со ст.87 Конституции РСФСР образовать президиум районного Совета народных депутатов. Решением 3 сессии XXI созыва от 15.10.90 районный Совет народных депутатов решил внести следующие изменения в структуру районного Совета. 2.1. Исполнительный комитет, как коллегиальный орган упразднить, 2.2. Функции исполнительного комитета передать президиуму районного Совета, сосредоточив таким образом законодательные и распорядительные и исполнительные функции в одном органе. 2.3. Привести в соответствие с принятыми изменениями структуру исполнительного аппарата Совета. Решением I сессии XXI созыва от 10.05.90 был образован президиум районного Совета народных депутатов. Решением этой сессии были образованы отделы и постоянные комиссии: 1. Плановая комиссия 2. Финансовый отдел 3. Отдел народного образования 4. Отдел социального обеспечения 5. Отдел внутренних дел 6. Отдел торговли и общественного питания 7. Отдел записи актов гражданского состояния 8. Отдел жилищно-коммунального хозяйства 9. Отдел организации культурного досуга и спортивно-массовой работы Внештатные отделы: отдел здравоохранения, отдел культуры. Постоянные комиссии: 1. Административная комиссия 2. Наблюдательная комиссия 3. По делам несовершеннолетних 4. Комитет народного контроля 5. Комиссия по борьбе с пьянством На основании ст.87 Конституции, Временного положения о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов утверждена структура и штаты аппарата президиума. Решением III сессии XXI созыва от 15.10.90, руководствуясь рекомендациями Комитета Верховного Совета РСФСР по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, районный Совет народных депутатов решил образовать единый городской Совет и ввести изменения в структуру районного Совета: исполнительный комитет, как коллегиальный орган упразднить, функции исполнительного комитета передать президиуму районного Совета, сосредоточить таким образом законодательные, распределительные и исполнительные функции в одном органе, также была изменена структура и утвержден регламент районного Совета. Постановлением от 15.10.90 были образованы в исполнительном аппарате президиума комплексы: - по жилищно-коммунальным вопросам - по экономическим вопросам - по социально-правовым - по предпринимательской деятельности была утверждена структура комплексов. Решением VII сессии XXI созыва 14.О1.92 образованные I сессией XXI созыва постоянные комиссии были упразднены и образовались следу^зиие постоянные комиссии: -мандатная по вопросам депутатской этики - по социальной политике и защите населения; - по законности и правопорядку; - по предпринимательской деятельности и приватизации; - по вопросам работы Совета, развитию самоуправления и контролю за деятельностью администрации. На основании ст.2 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" и решением УVII сессии XXI созывает 14.01.92 районный Совет народных депутатов решил упразднить президиум районного Совета народных депутатов, образовать Малый Совет и образовать районную администрацию как орган управления района. В 1995 году была проведена научно-техническая обработка документов на постоянное хранение в Центральном районе г.Читы за I990-I993 годы. В результате экспертизы ценности документов отобрано и описано 83 дела с № 722 по 804 за 1990-1993 годы. 0пись составлена по структурно-хронологическому принципу. Дела постоянного хранения представлены: протоколами заседания президиума Центрального районного Совета народных депутатов, протоколами сессий ХXI созыва, участковых избирательных комиссий по выборам, документами постоянных комиссий, распоряжениями по основной деятельности, штатными расписаниями и годовыми бухгалтерскими отчетами, протоколами заседаний по делам несовершеннолетних, протоколами заседаний профсоюзного комитета, сметой расходов и годовыми финансовым отчетом профсоюзного комитета. Дела прошиты, пронумерованы, имеют заверительные надписи. Состояние дел удовлетворительное.